Технические характеристики поездки:

Местоположение: Кабардино-Балкарская Республика, заповедник «Приэльбрусье», ущелье Адыр-Су, гора Уллу-Тау.
Время года: Сентябрь.
Погода: Около +15 градусов. Первый день — переменная облачность. Второй день — дождь.
С собой: Питьевая вода, еда на два дня, солнцезащитный крем (SPF не менее 40), дождевик. Паспорт, погранпропуск, фонарик. Желательно — шапка, кипятильник.
Форма одежды: Футболка и толстовка. С собой — ветровка и свитер, на ночь — куртка-пуховик, теплые лосины, теплые носки. Запасная обувь.

Второе мое путешествие к Мать-горе в Кабардино-Балкарию состоялось в начале сентября. На этот раз поездка была двухдневной, с ночевкой на альпбазе Уллутау.  Жаль, с погодой повезло меньше — во второй день зарядил мелкий дождь, который впоследствии превратился в непрекращающийся ливень. Но сначала ущелье радовало приятным солнцем и впечатлениями.

Уллутау

Маршрут первого дня был аналогичен предыдущей поездке. С тем отличием, что сначала мы заселились в наши номера на альпбазе. Это дикий Кавказ, и любителям сервиса пятизвездочных отелей здесь покажется немножко странно. Условия — спартанские. Но природа — очаровательна.

Альпбазе «Уллутау» — уже более 80 лет. Она считается самой высокогорной базой на Северном Кавказе и расположена на отметке 2380 м. над уровнем моря. Вокруг — чарующий сосновый бор. И горы. Бескрайние горы.

На фото — тот корпус альпбазы, в котором нам посчастливилось жить. Насколько мне известно, есть номера «получше», но нужно уточнять.

Нам повезло с «двухместным люксом», где было много мебели. В основном номера четырехместные и обставлены также скупо. Важно помнить, что это — не отель для туристов, а жилье для альпинистов, которые имеют опыт ночевок в палатках под открытым небом. Постельное белье не выдается, нужно брать с собой. Одеяла и подушки имеются. Ночи в горах достаточно холодные, поэтому теплая одежда — абсолютный must have. Номера не отапливаются.

Удобства — на улице. На фото ниже — умывальник, он же ванная, он же раковина, он же душ. Туалет — деревянный домик немного поодаль от спального корпуса.  На территории альпбазы есть кафе, где можно перекусить и попить горячего чая. Но работает оно не постоянно, нужно уточнять по графику. Еду лучше брать с собой, как и кипятильник. Посуды также нет. Поэтому нужно брать с собой всё, как в поход. Ничего не выдается, только кровать, шкаф и четыре стенки.

Мы успешно разместились на альпбазе в своих номерах и подготовились к выходу в горы. Основную часть вещей оставили на базе. С собой — только самое необходимое. Рюкзак, вода, дождевик, очки, кепка, крем от загара, гигиеническая помада, ветровка, легкий перекус и другие мелочи.

После, как и в прошлую поездку — прошли по основному маршруту к горе Уллу тау, поднялись на поляну любви. В фотографиях не всегда удается передать истинную красоту природы, но и они расскажут больше тысячи слов. Предгорье Уллу тау, путь к горе.

Во второй день мы направились на поляну ангелов — на фото ниже. Она находится по правую сторону от горы Уллу тау, и также обладает чудесными свойствами. Но об этом — чуть позже 😉

Погода на этот раз была хуже, периодически набегали тучки и облака. Но мы настойчиво шли к горе, накинув на плечи дождевики. Периодически даже шел мелкий град. Горы непредсказуемы, погода менялась каждые 10-15 минут.

Вновь собирался дождь, мы прошли по всем местам, и повернули в обратный путь. Гора пустила нас к себе, но не позволила пробыть рядом с ней слишком долго. Серые облака наглухо осели на вершинах столь гордых гор. И мы возвращаемся в лагерь.

Дождь мы всё же застали. Ноги в кроссовках намокли. Кроссовки, собственно, тоже. Проводник посоветовал наполнить их бумажными салфетками. Помогло. Действительно, стало чуть суше. Запасная обувь очень даже пригодилась.

Вечер мы провели в лагере, в кафе. Наслаждались облепиховым чаем и видом на потрясающие горы. Разговаривали о вечном и о былом. Затем вернулись в номера — подъем был ранний. Спать было не очень комфортно, закутались во все привезенные с собой теплые вещи. Ночи в горах холодные. А в начале сентября — особенно. В горах короче световой день, а также и лето. В середине сентября, когда даже в предгорьях Кавказа еще зелена трава — в ущельях уже пожелтела листва, и мир превратился в осень.

Утром, умывшись и позавтракав, мы отправились в путь. Изначально, мы планировали пойти к живому и мертвому озеру. Но, как оказалось, для того, чтобы пройти к ним, нужно переходить речку вброд. А если идут дожди, её уровень поднимается, и пройти тяжело. Да и не сезон уже — холодно. Поэтому мы направились к поляне ангелов. На правом фото — это извилистая зеленая гора.

Подъем на гору сложнее, чем к поляне любви. Здесь более крутой склон, на котором широким ковром раскинулись заросли рододендронов. В период цветения здесь, похоже, невообразимая красота. А цветут рододендроны дважды в год, весной и осенью. Но второй раз цветут — не всегда, не ежегодно. Нам не сложилось увидеть красоту цветения этих полей. Наслаждаемся только вечнозеленым ковром. Уллу тау, тем временем, скрылась под плотной шапкой седых облаков. Скоро вновь пойдет дождь, и мы это понимали. А потому спешили в путь к бескрайней поляне ангелов.

Пробираясь сквозь заросли рододендронов, мы не могли не оценить шикарный вид, который открывался нам каждую минуту. Ущелье — очаровательно. Горы — великолепны. Атмосфера, энергетика и общие впечатления — также на высоте.

И вот мы почти дошли до промежуточной цели — одна из красивых полян, с не менее потрясающим видом. Глядя на фото, складывается ощущение, что это — абсолютно разные места. Но на самом деле — это одно и то же место, лишь вид здесь с разных сторон.

А нам — пора в путь. На следующий уровень. Горы зовут.

Из разных точек можно наблюдать абсолютно разный вид. И это — особенность ущелья Адыр-су. Зелень уже не такая яркая, как в начале лета. Выгоревшая на солнце. Пробившаяся сквозь камни.

И вот, наконец-то, следующий уровень. Вторая поляна. Но нам нужно выше, вперед и только вперед. Дождь уже начал капать. А загадывать желания нужно еще чуть выше. Там лучше услышит Бог, как считают местные.

А дождь всё набирал силу. Мы вновь закутались в дождевики, но усиленно шли вперед. Мир вокруг поглощал внимание, но мы не забывали и смотреть под ноги. Красота вокруг, и внизу в том числе.

Добравшись до третьей поляны, мы со спокойной душой загадали свои желания, и сделали памятное фото. Дождь шел в полную силу, заливая горы и объектив камеры живительной влагой. В связи с погодными условиями мы закончили поход и вернулись обратно в лагерь.

Дождь пошел еще сильнее, и никак не планировал заканчиваться. Мы вернулись в лагерь, немного отдохнули, собрали вещи и направились обратно в Пятигорск. Дождь шел без остановки весь наш путь. Жаль, что погода слегка скорректировала наши планы. Но для поездки на Уллу тау неважно, в какую погоду ты попадешь. Горы прекрасны в любую погоду. И дождь не помеха счастью.